Серия игр Age of Empires: история знаменитой стратегии

Age of Empires – это целая веха в истории развития компьютерных игр. И особенно в жанре RTS. Именно благодаря появлению этого культового проекта произошел неимоверный скачок в индустрии геймдева. Но на тот момент, когда продукт с забавным названием только появился на прилавках магазинов, даже сами создатели игры до конца не понимали, насколько важен будет их «маленький шаг». А в масштабах всего человечества выпуск подобной стратегии в реальном времени стал настоящей сенсацией. Но обо всем по порядку.

С чего все начиналось?

Уже к середине восьмидесятых годов двадцатого столетия десятки тысяч «программистов» мечтали создать игру, способную удивить весь мир. Правда, удавалось это далеко не каждому из них. Но уже в 1981 году состоялся релиз проекта Utopia, а спустя пару лет геймеры смогли по достоинству оценить Stonkers. Именно эти продукты и стали катализатором идей в головах совсем юных творцов, мечтавших создать нечто особенное. То, что будет отличаться от банальных настольных игр или скучных шахмат.

Одним из таких мечтателей и был Тони Гудман. С юных лет он грезил о создании уникальной масштабной игры. И учеба в Техасском университете только раззадорила молодого амбициозного парня. Именно в то время Тони и его брат Рик, вдохновленные успехами других известных разработчиков, создают в 1989 году скромную компанию под названием Ensemble Studios.

Первые шаги к успеху

Методом проб и ошибок Гудманы начинают анализировать уже существующие игры и понимают, что ориентироваться нужно не на устаревающие платформы, а на совершенствующиеся с каждым днем ПК. Братья заручились поддержкой Брюса Шелли, который на тот момент успел поработать на себя (у него была компания по производству «настолок») и именитого Сида Мейера, подарившего миру Civilization.

И, спустя время, оглядываясь на уже ставшие популярными Railroad Tycoon и WarCraft, эта троица выдала нечто совершенно уникальное. Именно так и появилась Age of Empires – необычное сочетание Civilization и экономических симуляторов, но в реальном времени и без каких-либо намеков на фентезийный сеттинг!

Главной особенностью первого проекта Ensemble Studios была не реалистичность происходящего и даже не множество вариантов развития в реальном времени, а возможность играть на случайно генерируемых локациях. По мнению Шелли, который и предложил внедрить эту идею в Age of Empires, такой нюанс позволяет перевоплощать скучное подобие шахмат в своеобразное подобие покерной партии.

Кроме того, игра от небольшой студии удивила весь мир впечатляющей на тот момент графикой, детализацией юнитов и масштабами происходящего. Некоторые геймеры настолько увлекались наблюдением за собственными подопечными на экране, что забывали выполнять дальнейшие действия для развития. Так что нет ничего удивительного в том, что Age of Empires стала настоящим хитом – создатели рассчитывали продать не больше четырехсот тысяч копий, а геймеры скупили миллион коробок!

Продолжение сказки

Такой успех малоизвестной компании не остался без внимания со стороны крупных компаний. В итоге создателей Age of Empires быстро взяли под свое крыло бизнесмены из Microsoft Game Studios. Но братьям Гудманам и Брюсу Шелли это было только на руку – они могли и дальше заниматься любимым делом, купаясь в лучах славы, и ни в чем себя не ограничивая.

Ребята из Ensemble Studios расширили штат и были готовы к дальнейшим подвигам. Они решили, что пора развивать свое успешное детище дальше. И серия игр Age of Empires получила долгожданное продолжение.

Благодаря своим наработкам и советам коллег молодые, но уже опытные специалисты не стали изобретать велосипед. В сиквеле Age of Empires они попытались усовершенствовать все то, что уже принесло им славу в оригинальной игре и аддону к ней. Главное отличие от оригинального творения Гудманов и Шелли заключалось в том, что события в Age of Empires II были перенесены из поросших мхом древних времен в мрачное Средневековье.

При наличии своего уникального сеттинга и увлекательного геймплея, Ensemble Studios снова удалось сотворить хит. Игра, появившаяся на прилавках в 1999 году, создала неимоверный ажиотаж среди геймеров. И представители Microsoft вскоре сдались – они сделали предложение скромному коллективу Ensemble, от которого студия не смогла отказаться. Гудманы и компания получили неимоверные возможности и существенно разросшийся бюджет на реализацию новых проектов, а Гейтс и его совет директоров – талантливых разработчиков себе под крыло.

Не все так гладко, как хотелось бы

Но в начале двухтысячных между суровыми боссами и совсем недавно независимыми девелоперами пробежала черная кошка. Все понимали, что серия игр Age of Empires обязана была развиваться. Вот только ее создатели хотели, чтобы их детище эволюционировало, а Microsoft куда больше заботили прибыли.

С годами штат когда-то практически «семейной» студии разработчиков все разрастался. А вот желания творить становилось все меньше. Age of Empires плавно превратился в популярный бренд, за которым уже не осталось каких-то инноваций. Теперь «Эпоха» использовалась корпоративными гигантами исключительно для заработка.

Тони и его друзья все еще пытались всячески проталкивать новые идеи. Но большинство из потенциально перспективных задумок рубилось на корню – представителей крупного бизнеса куда больше интересовало развитие серии Age of Empires и сбор дивидендов с уже известного бренда, нежели создание новых проектов.

Все же студии удалось переубедить своих владельцев – воротилы из Microsoft пошли на некоторые уступки и позволили своим подчиненным над стратегией по «Звездным войнам», а также выпустить проект под названием Age of Mythology. Но прогнозируемой прибыли оба продукта (вместе с дополнениями) создателям Age of Empires не принесли. И в итоге сотрудники Ensemble Studios вернулись к работе над триквелом своего самого успешного детища.

Корпоративные обязательства

Третья часть Age of Empires появилась на свет в 2005 году. Упор спустя почти десятилетие с выхода предшественницы был сделан не только на графику, но и на другие нюансы. К примеру, в серии игр Age of Empires впервые появился город (некое подобие HoMM), а количество доступных юнитов и вовсе перевалило за несколько сотен. В совокупности с непростой экономической системой подобные хитросплетения существенно запутали геймеров, что, по мнению боссов из Microsoft, сказалось на продажах. Как результат, создатели некогда одной из лучших стратегий в реальном времени были переброшены на разработку игры по Halo для Xbox 360. А затем студию Ensemble Studios и вовсе расформировали. Случилось это в январе 2009 года.

Почти сразу же после роспуска своей предыдущей команды один из главных создателей Age of Empires Тони Гудман основал новую независимую студию под названием Robot Entertainment. К нему присоединилось около трети его бывших коллег, а остальные же разбрелись по другим конторам. Именно команда Тони в 2011 году выпустила Age of Empires Online, распространяемую условно бесплатно. Правда, проект не оправдал надежд и был закрыт спустя три года после релиза. В дальнейшем команда Гудмана переключилась на создание других игр, не имеющих отношение к именитой серии.

Что в итоге?

За время своего существования Ensemble Studios удалось создать несколько культовых стратегий под маркой Age of Empires. Вместе с аддонами было продано свыше двадцати пяти миллионов копий игр франшизы, что позволило компании Microsoft существенно укрепиться в индустрии. Неужели после этого история серии канет в лету? Или все же американский гигант попробует возродить некогда одну из самых популярных RTS? Время покажет. А настоящим поклонникам культовой серии пока что остается только запускать уже пройденные кампании и сражаться в мультиплеере против таких же фанатов.

Полный список игр серии можно посмотреть на этой странице.

Читы на Age of Empires 1

Коды к Age of Empires 2

Читы на Age of Empires 3